Фрагмент для ознакомления
2
1.3. Анализ таможенного тарифа и принципов предоставления тарифных преференций
Обсудим тему таможенного регулирования внутри страны. Основные моменты:
1. Таможенные органы и их функции:
- Федеральная таможенная служба (ФТС России) - основной орган, осуществляющий таможенное регулирование.
- Региональные таможенные управления и таможни, которые подчиняются ФТС.
- Основные функции: контроль за перемещением товаров и транспортных средств через границу, взимание таможенных платежей, борьба с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства.
2. Таможенное законодательство:
- Таможенный кодекс ЕАЭС - основной нормативный акт, регулирующий таможенные правоотношения.
- Национальные законы и подзаконные акты, регулирующие отдельные аспекты таможенного дела.
3. Таможенные режимы и процедуры:
- Основные режимы: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит и др.
- Процедуры декларирования, таможенного контроля, уплаты таможенных платежей.
4. Особенности таможенного регулирования:
- Применение тарифных и нетарифных мер регулирования (пошлины, квоты, лицензирование).
- Специальные экономические зоны с особым таможенным режимом.
- Таможенные льготы и преференции для отдельных категорий товаров и участников ВЭД.
Международная торговля и таможенные пошлины - важные аспекты экономическихений между странами. Вот некоторые ключевые моменты:
1. Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые государством при ввозе или вывозе товаров через границу. Они могут быть импортными (на ввоз) или экспортными (на вывоз).
2. Цели таможенных пошлин:
- Пополнение государственного бюджета
- Защита национальной экономики от иностранной конкуренции
- Регулирование внешней торговли
3. Виды таможенных пошлин:
- Адвалорные (в % от стоимости товара)
- Специфические (фиксированная сумма за единицу товара)
- Комбинированные (сочетание адвалорных и специфических)
4. Международные торговые соглашения (ВТО, региональные союзы) устанавливают правила и ограничения на использование таможенных пошлин.
5. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Помимо пошлин, применяются квоты, лицензирование, технические стандарты и др.
6. Влияние таможенных пошлин на экономику: доходы бюджета, цены, конкурентоспособность отечественных производителей.
Таможенный тариф, как мы уже упоминали, - это средство регулирования товарооборота и один из источников дохода государственной казны. Соответственно, нам следует понимать то, как именно таможенный тариф связан с этими двумя важнейшими функциями таможенных тарифов: фискальной и регуляторной.
Начнём мы с наиболее важной функции: регуляторной.
Исторически таможенные пошлины использовались для защиты внутреннего производства страны. Смысл их заключался в том, чтобы импортные товары становились дороже. Из-за этого граждане государства будут более склонны покупать продукцию, производимую внутри страны. Это обеспечит приток капитала к отечественным предприятиям, что, в свою очередь, будет способствовать их росту.
Такая политика получила название «протекционизм», от англ. «to protect» - «защищать». Направлена она была прежде всего именно на защиту внутренних отраслей от «вторжения» иностранных товаров.
Во времена, когда такая политика применялась, на планете было всего три значимые в мировом масштабе промышленные империи: Нидерландская (Голландская), Французская и Британская. Причём последняя особенно активно внедряла свои товары, активно занимаясь международной торговлей и, используя своё промышленное превосходство, чуть ли не насильно заполняла иностранные рынки своей дешёвой и, справедливости ради отметим, качественной продукцией. Это на корню уничтожало возможности развития промышленности не только в колониях, но и в свободных торговых партнёрах Британии. Страны-соседи, не имея возможности обойти промышленное превосходство более развитого конкурента, начали использовать таможенное регулирование для искусственного удорожания импортных товаров, делая их приобретение невыгодным.
Зато основание собственного предприятия в протекционистских сферах становилось делом прибыльным, так как у предприятия, по сути, были исключены из игры самые опасные и могущественные зарубежные конкуренты. Это давало практически свободный рынок для сбыта собственной продукции.
И это была бы почти идеальная картина, если бы не несколько существенных негативных нюансов, которые делали политику протекционизма не такой уж положительной, как хотелось бы.
Первый из них заключался в том, что далеко не всякая страна в принципе могла организовать собственное производство той или иной продукции, а попытки это сделать приводили к довольно существенным экономическим разрушения. Это было иногда связано с географическими факторами. Например, когда Петру Великому понадобилось организовать производство металла, «внезапно» обнаружилось, что на Восточно-Европейской равнине его месторождений нет. Эта проблема была решена путём строительства заводов на Урале.
Похожие проблемы производства встречались повсеместно. Собственно, одна из причин появления идеи колониальной экспансии как раз и состояла в том, что многие ресурсы, необходимые для производства, просто в метрополии отсутствовали. Те же Британские острова славятся своими «богатыми» залежами металла примерно так же, как и земли Центральной России. И одной из задач колонистов был поиск качественного и лёгкого в добыче металла.
Другая проблема в налаживании собственного производства также была хорошо знакома Петру Первому. Это проблема отсутствия квалифицированных кадров, которые знают, как производить нужный товар и могут это сделать. В то время в России таковых не было. Пётр провёл, по сути, первую в истории России «зарубежную научную экспансию», с целью быстрого и всестороннего освоения редких и ценных знаний у лучших специалистов мира.
Говоря проще, первый негативный фактор протекционизма – это ответ на вопрос: «А можем ли мы вообще производить данный товар?» Потому что если нет – то одного лишь протекционизма будет недостаточно. Требуется принимать комплексные меры по налаживанию производства, обучению сотрудников и т.д. Однако при этом протекционизм совершенно необходим: нет никакого смысла вкладывать деньги в отрасль, которая всё равно не может конкурировать с иностранными предприятиями. Пример успешной реализации такой политики – это Китай. В КНР проводили и проводят успешную политику протекционизма в отношении иностранных высокотехнологичных компаний, тем самым активно стимулируя развитие внутреннего рынка высоких технологий. Это привело к тому, что по общему объёму научных инвестиций КНР является первой страной в мире.
Плачевно положение дел в России. Несмотря на то, что иностранные технологичные товары облагаются пошлинами, и налоги, связанные с ними, также растут (например, НДС) – но не стоит это ошибочно принимать за протекционизм. Как мы уже писали, протекционизм подразумевает защиту внутренних производителей и, в общем-то, комплексные меры, связанные с этой целью, такие как подготовка кадров, создание рабочих мест и пр.
В России с этим пока что очень плохо. И дело даже не в том, что государство не поддерживает отечественные компании: такая поддержка существует, причём выделяются как налоговые, так и иные виды субсидий. Дело в том, что перспективы развития для специалистов в сфере высоких технологий (программирование, радиоэлектроника и подобные) оставляют желать лучшего. По факту, возможности карьерного роста либо отсутствуют как таковые, либо имеются только через «связи», что сильно отталкивает молодых специалистов от работы на отечественные компании. Кроме того, во многих фирмах активно используется принцип «дедовщины», который также не способствует притоку молодых и креативных сотрудников.
В случае с Россией высокие пошлины обусловлены второй функцией таможенных тарифов: доходом государственной казны. В условиях, когда производство высококачественной продукции внутри страны невозможно, власти активно пользуются тем, что граждане не имеют альтернативы и вынуждены покупать продукцию даже по очень завышенной цене.
Это, разумеется, прекрасный план, особенно учитывая дефицит государственного бюджета, но здесь есть вторая опасность высоких таможенных тарифов: жадность. В качестве одного из таких исторических прецедентов мы можем рассмотреть уже упомянутую Британскую и Французскую империи.